Вопрос о введении устной части в государственную итоговую аттестацию по русскому языку находится в первую очередь в русле проблемы целеполагания (т.е., зачем, с какой целью?) . Характеризуя цели изучения современного курса русского языка, необходимо иметь в виду, что значение этого предмета в достижении глобальных целей школьного образования, результатов обучения и воспитания детерминировано сущностью человеческого языка как полифункционального явления. Это вводит язык в предметную область разных наук и предопределяет метапредметную роль данной учебной дисциплины в системе образования.
При отборе содержания курса русского языка актуальной является реализация компетентностного подхода, что позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.
Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер.
В самом общем виде эта компетенция может быть понята как существенное продвижение в овладении аудированием и чтением, говорением и письмом как видами речевой деятельности (см. схему).
Об итоговом собеседовании в 2019 году
Пояснения к демонстрационному варианту ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ