Существует различное понимание роли учителя: одни видят в нем простого преподавателя конкретного учебного предмета, другие - педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности ученика. Современные изменения российского образования требуют от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Каким должен быть идеальный педагог? Какими качествами он должен обладать? Каковы возможности учителя? На эти и многие другие вопросы постарались ответить педагоги МАОУ "Байкаловская СОШ" на социально - психологическом семинаре "Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности", который состоялся 10 февраля 2020 г.
Методист школы С.А.Минина познакомила педагогов с проблемами, с которыми сталкиваются учителя на различных этапах своей профессиональной деятельности. А психолог Д.В.Эсиева провела с учителями психологические игры "Путаница" и "Стиральная машина", которые помогли присутствующим снять психическую напряженность.
Главным условием успешной профессиональной деятельности учителя остается его педагогическая культура, которая представляет собой совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку. Показателями педагогической культуры являются: состояние и качество образования; уровень образованности в обществе; культура организации образования в конкретной школе; мастерство отдельного педагога.
Участники семинара попробовали нарисовать внешний облик идеального учителя, его главные качества. А каким представляют учащиеся идеального учителя, узнали из опроса школьников московских школ. Оказалось, что больше всего они ценят в учителе: чувство юмора, терпение, умение относиться ко всем ровно, справедливость, любовь к ученикам.
Важнейшим качеством профессиональной педагогической деятельности является культура его речи. Правильность, богатство, чистота, логичность, точность, выразительность, уместность - качества хорошей речи. М.Ю.Стерликова рассказала участникам семинара о том, что в ноябре 2019 года Президентом В.В.Путиным поставлен вопрос об экологии русского языка, о чистоте среды нашей повседневной речи. Сегодня одна из ключевых проблем страны - это понятийный аппарат школьника.
Педагоги проверили свои знания по русскому языку, пройдя тест. А затем попробовали найти решение педагогических ситуаций, которые возникают в школе.
Семинар получился насыщенным и интересным. Каждый педагог ушел с семинара с мыслью о том, что учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются самооценка и самоанализ их практической деятельности. И, конечно же, прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, учитель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль на каждом этапе деятельности.