Что такое музей? Это, прежде всего, учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музеев в России тысячи. Они бывают большие и маленькие, государственные и частные, художественные и исторические, музыкальные и архитектурные... А есть еще школьные музеи. В середине восьмидесятых годов прошлого века в стране было около пяти тысяч школьных музеев, почти в два с половиной раза больше, чем государственных. Их экспозиции посвящены были родному краю, землякам и особенно истории школы. Сейчас в России, по неофициальным данным, две с половиной тысячи музеев. Точной статистики нет. Маленькие школьные музеи чаще всего держатся на одном человеке - энтузиасте. А ведь основная функция любого музей, в том числе и школьного, - это сохранение национального наследия, объектов истории. В каждом из них человек соприкасается с чем-то уникальным, удивительным, с неотъемлемой частью культуры и быта народа. И, наконец, музей в школе - это и образовательное пространство, где учащиеся могут не прочитать о предмете, а увидеть его воочию, прикоснуться через него к истории своего края.
Думаю, музеи должны быть в каждой школе, потому что история малой родины даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа. Но как возродить школьные музеи? Нашлись в области неравнодушные люди, которые стали победителями конкурса президентских грантов с программой «Музей без границ», направленной на поддержку специалистов и организаций, меняющих представление о роли музея в современном мире и делающих его открытым общественным институтом.
Одним из авторов проекта стала Елена Юрьевна Майсюк - мать семерых детей, руководитель организации многодетных семей Тюменской области «Радость». Человек, неугомонный, заряжающий своей энергией окружающих и увлеченный своим делом. Идея о создании музеев в сельской местности зародилась давно, еще когда будучи студенткой филологического факультета, она вместе с другими студентами отправлялась на диалектологическую практику в деревни, где они занимались сбором сведений культурологического, исторического и этнографического характера. Уже тогда многие сельские жители предлагали в дар студентам уникальные исторические экспонаты. В настоящий момент жители Тюмени приносят в клуб "Радость" вещи для многодетных семей и среди них встречаются раритетные экспонаты для музеев.
Проект "Музей без границ" одержал победу, теперь участники готовы помогать детям из деревень и сёл создавать собственные музейные коллекции. Целью реализации проекта стало создание десяти школьных музеев в школах юга Тюменской области.
Вместе с заместителем директора департамента науки и образования Ириной Петровной Конончук были отобраны сельские школы, где можно создать музеи или провести работу по укреплению их материально-технической базы. Среди этих музеев оказался музей МАОУ "Байкаловская СОШ".
Активисты проекта уже дважды побывали в нашей школе. Люди, горящие своей идей, смогли зажечь огоньки в сердцах ребятишек, которые стремятся познать мир, мир истории своего края. Участники проекта смогли организовать музейную команду, среди которых не только ребята, которые являются членами краеведческого кружка, но и мальчишки-непоседы, которые не знают часто, куда потратить свою энергию.
Во время первого приезда Акишина Наталья Владимировна - сотрудник областного краеведческого музея, рассказала ребятам, что такое музей и музейные предметы, провела практическое занятие, научив юных краеведов описывать предметы. Музеевед Бабкин Евгений Юрьевич поделился сайтами, на которых можно найти интересную информацию, а Елена Юрьевна Майсюк научила ребят, как можно собирать экспонаты, на каких условиях зайти в дом, как правильно вести беседу с местными жителями, как оформить найденный клад и др. Разделившись на 2 команды, ребята отправились на поиски экспонатов, одна команда - в д. Алга, другая - в с. Байкалова. Среди собранных старинных предметов оказались картина, старый замок, старинная икона, навесы и многие другие предметы, но главное - ребята были воодушевлены и готовы к следующим этапам работы.
Они с нетерпением ждали, когда активисты проекта вновь приедут в школу. Вторая встреча состоялась 7 октября 2020 года. И вновь глаза ребят горят азартом. В этот день 16 девчонок и мальчишек отправились на берег реки Салаирки в д. Куприна. К экспедиции присоединилась местный краевед Татьяна Николаевна Самойлова, которая показала, где находятся окопы времен гражданской войны. Е.Ю.Бабкин научил юных путешественников работать с металлоискателем. Мальчишки аккуратно снимали слои земли, ловко работая лопаткой, копали все глубже и глубже там, где указывал сигнал прибора. На глубине 30- 60 см. ребята находили старую проволоку, гвозди, сделанные когда-то кузнецами, детали от сельскохозяйственной техники. Самой ценной находкой была деталь от шнекового конвейера, который был на кирпичном заводе д. Куприна. Все остались довольны, ребята не только научились работать с металлоискателем, но и полюбовались осенней красотой купринской природы, увидели почти вековой тополь и просто пообщались.
А на следующий день Елена Юрьевна рассказала ребятам о том, как провести экскурсию. В роли юных экскурсоводов выступили Влада Халитова, рассказав об музейном экспонате - древнем кусочке лиственницы, Коля Афонасьев провел экскурсию по рекреации 3 этажа, а Катя Граховская - по классу. Ребятам за их труд были вручены футболки с надписью "Музей без границ". Реставратор Людмила Петровна Никольских научила ребят, как можно реставрировать картины, очищать экспонаты от ржавчины.
Мы снова ждем в гости активистов проекта "Музей без границ", которые не только научили нас некоторым аспектам музейного дела, но и предложили в школьном музее оформить экспозицию, предоставив витрину, посвященную Василию Константиновичу Блюхеру, которая станет изюминкой нашего музея.
Проект "Музей без границ" – это открытость, создание общего культурного пространства внутри страны и усиление роли российских музеев в международной культурной деятельности. И пусть наш маленький школьный музей, благодаря этому проекту и его активистам, вольется в это пространство, сохранив наследие и культурные традиции сибирского села Байкалова.
Наталья Торопова, руководитель школьного музея