«Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель его кругозора, эрудиции».
В. А. Сухомлинский
В соответствии с планом комплексного образовательного маршрута коллектива МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» на II полугодие 2016-2017 учебного года, темой январского ЕМД стала проблема «Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности». Актуальность обозначенной темы в следующем: Учитель – это первый эталон социальной культуры в жизни ученика. Именно с учителя ученики берут пример, стараются быть как он и отвечать всем запросам социального общества. Таким образом, одним из ведущих качеств педагога является его общая и педагогическая культура.
Общая культура педагога есть результат его личностного развития, степень освоения им культурного опыта человечества, это развитие его знаний, убеждений, способностей, чувств, норм деятельности и поведения. Встает вопрос: может ли учитель быть человеком с ограниченным кругозором, бедностью эмоционального опыта, догматическим мышлением, вредными привычками? Отрицательный ответ очевиден. Ибо в сфере педагогического общения именно человеческие качества учителя, воспитателя выступают на первый план, становятся источником духовного становления или предметом подражания дурному примеру.
В содержание общей культуры педагога входят его жизненные установки и приоритеты общечеловеческих ценностей - Истины, Добра, Свободы и т.д. Культурным называется человек с широким спектром потребностей, как в духовной, так и физической сфере; обладающий достаточным кругозором в различных областях жизнедеятельности; соблюдающий общепринятые нормы поведения в обществе, производственной, бытовой обстановке.
Как видим, ядром общей культуры личности являются образованность и воспитанность в их единстве.
Термин “профессиональная культура учителя” зачастую используется в качестве синонима таких понятий, как “педагогическая культура учителя”, “педагогическая компетентность учителя”. Профессиональная культура учителя включает такие составляющие, как
- общая культура,
- педагогическая культура, этическая культура,
- эстетическая культура,
- философская культура и т.д.
Поэтому проблемы, над которыми работали творческие группы педагогов актуальны, тем более, что они обозначены не спонтанно, а были заложены в планы предметно-профессиональных сообществ на заседании первого Единого Методического Дня 2016-2017 учебного года, проходившего 25.08.2016г.
Какие же темы были заявлены творческими группами?
Творческая группа №1 (профессиональное сообщество учителей начальных классов и педагогов ДОУ) – «Развитие творческого потенциала – основа роста профессиональной культуры педагога».
Творческая группа №2 (предметно-профессиональное сообщество педагогов, преподающих предметы гуманитарного цикла) – «Индивидуальный подход в организации нравственно-патриотического воспитания обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла»
Творческая группа №3 (предметно-профессиональное сообщество педагогов, преподающих предметы естественно-научного цикла) – «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала учителя и ученика»
Творческая группа №4 (профессиональное сообщество классных руководителей) – « Стили педагогического общения. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося»
Практически работа творческих групп началась 9 января, когда они собрались каждая своим составом и определили план действий по решению вопрос выбранных тем. Спланировано все:
1. Знания по каким теоретическим аспектам необходимо актуализировать;
2. В каком интересном и эффективном формате эти знания подать аудитории, чтобы все присутствующие на ЕМД обогатили свой теоретический багаж;
3. Как транслировать опыт внедрения полученных знаний в практике педагогической деятельности (план проведения открытых уроков и внеклассных занятий с учащимися в рамках методической недели)
4. Каким содержанием еще наполнить методическую неделю.
Работа получилась многоплановой: лекции-диалоги; творческие работы педагогов (составление синквейна) и даже был разработан о и оформлен творческий проект «25 января Татьянин День», благодаря работе над которым все педагоги получили интереснейшую информацию об этом празднике, обогатив и повысив свой общекультурный уровень. Работали 2 с половиной часа, но время пролетело незаметно, а это значит, что было интересно, креативно и профессионально-содержательно. С 30 января по 9 февраля у нас запланирована методическая неделя. Добро пожаловать.
Зам. дир. по УВР Л.В. Бронникова