Яндекс.Метрика

Школа молодого педагога

Легко ли быть молодым учителем...

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, учителю с многолетним опытом работы. А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя - новичка.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на уроках, стараться заинтересовать детей своим предметом. То есть, коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным психолога М.В. Зязько, 82% начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодым специалистам было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать им свой опыт, а они при этом готовы были бы его принять.

Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы, заканчивая учителем-коллегой.

Особую роль в становлении молодого специалиста играет председатель методического объединения, который способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Методист или куратор школы должен выступать в роли учителя учителей, который всегда подскажет, как правильно спланировать этапы урока, подобрать формы работы, как наладить ту самую

пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей. Такая поддержка просто необходима начинающему учителю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому и помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных наставников: администрации, председателя методического объединения, учителей-коллег, классных руководителей и психологов. Ведь все они могут и помочь новичку в календарно-тематическом планировании, и рассказать о специфике работы с детьми и поделиться опытом многими другими способами. Ведь каждый из них -мастер своего дела.

Цель работы:

создание условий для профессионального становления и развития начинающего педагога посредством оказания научно-методической поддержки, планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего педагога, формирование потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи:

1. Содействовать ускорению процесса профессиональной и социальной адаптации молодых педагогов

2. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей молодого учителя;

3. Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

4. Развивать творческий потенциал молодого педагога, мотивировать его участие в инновационной деятельности; проследить динамику развития профессиональной деятельности педагога;

5. Повышать продуктивность работы педагога и результативность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

6. Создать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого учителя.

План работы:

I этап (1 год работы)

Тема «Знания и умения учителя - залог творчества и успеха учащихся»

Сроки проведения

Тематика мероприятия

Место проведения

Ответственные

Сентябрь 2016

1.Изучение и помощь в составлении рабочих программ, методических пособий.

2. Составление технологической карты урока.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Посещение уроков с целью контроля применения методов и приёмов на уроке для повышения мотивации обучения

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор Буторина В.В.

Заседание клуба молодых специалистов «Дебют»

МАОУ

"Верхнеаремзянская СОШ"

Методист ИМЦ отдела образования

Зорина Н.В.

Директор МАОУ "Верхнеаремзянская СОШ" Бухарова О.В.

Октябрь 2016

Выбор методической темы профессионального роста педагога и составление дальнейшего плана работы.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Посещение уроков с целью выявления проблем, трудностей в работе с целью оказания методической помощи

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

1. Психолого-педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся.

2. Школьная документация и электронный документооборот.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Зам. руководителя по УВР Бронникова Л.В.

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Ноябрь

2016

1. Анализ урока в соответствии с ФГОС.

2. Самоанализ урока.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Посещение уроков с целью выявления проблем, трудностей в работе с целью оказания методической помощи

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

1. Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся.

2. Здоровьесберегающий подход в обучении.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Зам. руководителя по УВР Бронникова Л.В.

Декабрь 2016

1. Планирование триединой цели урока.

2. Формы и методы работы на уроке.

3. Методы активизации познавательной деятельности учащихся.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Посещение уроков с целью контроля применения методов и приёмов на уроке для повышения мотивации обучения

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Психолого-педагогический семинар «Осознание профессиональных страхов и пути их преодоления».

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-психолог Эсиева Д.В.

Январь

2017

Семинар –практикум

«Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время»

МАОУ

«Сетовская СОШ»

Методист ИМЦ отдела образования

Зорина Н.В.

Директор МАОУ «Сетовская СОШ» Макаренко В.П.

Психолого-педагогический семинар «Развитие коммуникативных функций педагога».

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Педагог-психолог Эсиева Д.В.

Методическое сопровождение по работе с одаренными детьми

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Февраль 2017

1. Изучение нормативно-правовых документов по аттестации педагогических работников.

2. Планирование воспитательной работы с классным коллективом.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Зам. руководителя по УВР Бронникова Л.В.

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Формы и методы индивидуально-профилактической работы, используемые педагогами в работе с детьми «группы риска».

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Март

2017

1. Стили педагогического общения.

2. Основы составления психолого-педагогической характеристики класса и учащегося.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Зам. руководителя по УВР Бронникова Л.В.

Педагог-куратор Буторина В.В.

Дискуссия «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неё»

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Педагог-психолог Эсиева Д.В.

Посещение уроков с целью выявления проблем, трудностей в работе с целью оказания методической помощи

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Апрель

2017

Круглый стол «Формирование профессионального педагогического портфолио».

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Методист ИМЦ отдела образования

Зорина Н.В.

Директор МАОУ

"Байкаловская СОШ" Кугаевская Е.Д.

Распространение педагогического опыта через социальные сети

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Май

2017

1. Неделя молодого педагога.(по отдельному плану)

2. Конкурс профессионального мастерства молодых специалистов «Мои первые шаги в профессии»

МАОУ

"Верхнеаремзянская СОШ"

Методисты ИМЦ отдела образования

Зорина Н.В.

Полуянова Л.В.

Директор МАОУ "Верхнеаремзянская СОШ" Бухарова О.В.

План работы:

II этап (2 год работы)

Тема «Самостоятельный творческий поиск»

Сроки проведения

Тематика мероприятия

Место проведения

Ответственные

Август

2017

Корректировка и утверждение плана работы с молодым специалистом

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Сентябрь

2017

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Заседание клуба молодых специалистов

МАОУ

"Малозоркальцевская СОШ"

Методист ИМЦ отдела образования

И.И. Баженова

Октябрь

2017

Беседа

«Инновационные образовательные технологии, их использование в учебном процессе».

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ"-

"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Посещение уроков с целью контроля применения методов и приёмов на уроке для повышения мотивации обучения

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Семинар-практикум

Методика целеполагания. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока.

Самоанализ по качеству цели и задач урока.

Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока. Памятка для проведения самоанализа урока. Классификация уроков по ФГОС

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ"-

"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Ноябрь

2017

Единые методические дни

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Методист школы Минина С.А.

Планирование внеурочных занятий.

Требования к плану воспитательной работы.

Методы познания личности.

Тематика родительских собраний. Беседа с родителями.

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ"-

"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Педагог-психолог

Бронникова Л.В.

Практическое занятие.

Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету.

Система работы с одаренными детьми.

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ"-

"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Декабрь

2017

Беседа:

Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Тренинг

Выявление педагогических проблем молодого учителя, выработка необходимых рекомендаций.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Педагог-организатор Писарева Г.И.

Методист школы Минина С.А.

Динамика роста профессионализма молодого учителя – участие в методической неделе: открытый урок

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ"-

"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Январь

2018

Подготовка к ГИА. Разбор КИМ по информатике для 11 классов. Разбор КИМ по математике для 9 класса.

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Посещение уроков с целью выявления проблем, трудностей в работе с целью оказания методической помощи

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Февраль

2018

Семинар-практикум

Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, Информационные технологии в учебной деятельности.

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Практическое занятие.

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся как модель педагогической технологии»

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Март
2018

Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Заместитель директора по УВР

Буторина В.В.

Распространение педагогического опыта через социальные сети

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Апрель

2018

Посещение уроков с целью выявления проблем, трудностей в работе с целью оказания методической помощи

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ" -"Булашовская ООШ"

Методист

Минина С.А.

Динамика роста профессионализма молодого учителя – участие в методической неделе: открытый урок

Филиал МАОУ

"Байкаловская СОШ"-

"Булашовская ООШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Анкетирование «на выходе» на выявление педагогических запросов и профессиональных затруднений

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-психолог

Бронникова Л.В.

Май

2018

Методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности)

МАОУ

"Байкаловская СОШ"

Педагог-куратор

Буторина В.В.

1. Неделя молодого педагога.(по отдельному плану)

2. Конкурс профессионального мастерства молодых специалистов «Дебют»

 

Педагог-куратор

Буторина В.В.

Состав школы молодого педагога

Молодые специалисты

Наставники

Куприна Екатерина Артуровна

Буторина Виктория Витальевна

Сведения о молодом специалисте

Фамилия, имя, отчество:

Куприна Екатерина Артуровна

Образование:

высшее

Какое учебное заведение окончил:

ФГБОУ ВПО "Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева"

Год окончания учебного заведения:

2014

Специальность по диплому:

информатика

Педагогический стаж:

1 год

Место работы:

Филиал МАОУ "Байкаловская СОШ" - "Булашовская ООШ"

Совместитель: МАОУ "Байкаловская СОШ"

Должность:

учитель

Предмет:

Математика, Информатика и ИКТ

Учебная нагрузка:

30 часов

Классы:

"Булашовская ООШ" - 5, 6, 7, 8, 9

"Байкаловская СОШ" - 7, 8, 9, 10,11

Классное руководство:

5,6

Квалификационная категория:

-

Сведения о педагоге - наставнике

Фамилия, имя, отчество:

Буторина Виктория Витальевна

Образование:

высшее

Какое учебное заведение окончил:

ТГПИ им. Д.И. Менделеева

Год окончания учебного заведения:

1997

Специальность по диплому:

Физика, математика, информатика

Квалификация по диплому:

Учитель физики, математики и информатики

Педагогический стаж:

19 лет

Место работы:

МАОУ "Байкаловская СОШ"

Должность:

Заместитель директора по УВР, учитель математики

Предмет:

Математика

Квалификационная категория:

высшая

Формы организации занятий

  • Психолого-педагогические семинары;
  • Семинары-практикумы;
  • Мастер-классы;
  • Тренинги;
  • Педагогические чтения;
  • Коллективные и групповые консультации;
  • Круглые столы;
  • Деловые игры;
  • Диспуты;
  • Конкурсы и т.д.

Ожидаемые результаты

  • адаптация начинающих педагогов в учреждении;
  • активизация индивидуальных, практических, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности учителей в вопросах педагогики и психологии;
  • совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • овладение и использование новых педагогических технологий.

 

Нормативно-методические материалы

Положение о наставничестве в МАОУ "Байкаловская СОШ"

Примерная структура уроков по ФГОС

Проектирование урока с позиций требований стандартов нового поколения

Матрица урока

Технологическая карта урока открытия нового знания

Оценка эффективности проведения урока в соответствии с требованиями ФГОС

Анализ урока по ФГОС

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО